Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся

1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся (далее Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Котлубанская
средняя школа» (далее – Школа) определяет структуру школьной системы оценки
образовательных достижений обучающихся, устанавливает единые требования к организации и
технологии оценивания в Школе.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
 приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021г.№286 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
 приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021г.№287 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
 приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
 основными образовательными программами начального общего, основного общего,
среднего общего образования Школы;
 Уставом Школы.
1.3. Настоящее Положение определяет структуру системы оценки образовательных достижений
обучающихся, устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания в
Школе.
1.4. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений.
1.5. Действия настоящего Положения распространяются на всех обучающихся, родителей
(законных представителей) обучающихся и педагогических работников Школы.
В настоящем Положении используются следующие термины:
Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных
достижений обучающихся в цифрах или баллах. Отметка ставится только за решение
продуктивной учебной задачи, в ходе которой обучающийся осмысливал цель и условия
задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию
знаний), получал и представлял результат.
Оценка – словесная характеристика результатов. Оценивать можно любое действие ученика
(особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный
вопрос и т.д. Оценка результатов – это процесс по установлению степени соответствия реально
достигнутых результатов требованиям программы. Оценке подлежат как объём, системность
знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций,
характеризующих учебные достижения обучающихся в учебной деятельности.
Система оценки — многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы; оценку
деятельности педагогов и Школы, оценку результатов деятельности системы образования.
Внутренняя оценка – это оценка самойШколы (ребёнка, учителя, социального педагога,

психолога, администрации). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями,
в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводимых учителями и
психологами; в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; в решении
педагогического совета Школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующий
уровень образования.
Накопительная оценка («портфель достижений») – это коллекция работ ирезультатов
обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных
областях и является основой для определения образовательного результата выпускника.
Внешняя оценка – это независимая оценка качества образования, которая осуществляется
органами власти, курирующими образование на муниципальном, региональном и федерального
уровнях.

2. Цель и задачи разработки системы оценивания
2.1. Цель - повышение качества образования посредством установления единых требований к
выставлению отметок и оценок учебных достижений обучающихся, формирования у них
контрольно-оценочной самостоятельности.
2.2. Задачи:
 формирование единых критериев оценивания образовательных достижений
обучающихся и подходов к его измерению;
 повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений
обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии качества
образования в Школе;
 проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений
обучающихся
для
успешной
реализации
федерального
государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) и внесения необходимых корректив в
образовательную деятельность;
 обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных
отношений;
 установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и
инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
 формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной
образовательной траектории обучающегося;
 обеспечение точной обратной связи;
 упорядочивание оценочных процедур;
 повышение уровня объективности, гласности в оценивании учебных достижений
обучающихся.

3. Основные направления оценочной деятельности
3.1. Основным направлением оценочной деятельности в Школе в соответствии с требованиями
ФГОС является оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего мониторинга Школы, мониторинговых исследований муниципального,
регионального и федерального уровней.
3.2. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают
требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатахосвоения

обучающимися основной образовательной программы Школы. Система оценки включает
процедуры внутренней и внешней оценки.
3.2.1. Внутренняя оценка включает:
 текущую и тематическую оценку,
 портфолио,
 внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
 промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
3.2.2. К внешним процедурам оценивания относятся:
 государственная итоговая аттестация (осуществляется в соответствии со статьей 92
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации");
 независимая оценка качества образования (осуществляется в соответствии со статьей 95
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации");
 мониторинговые исследованиямуниципального, регионального и федерального уровней
(осуществляется в соответствии со статьей 97 Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации").
В соответствии с ФГОС система оценки Школы реализует системно-деятельностный,
уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
3.3. Системно-деятельностный подходк оценке образовательных достижений проявляется в
оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается
содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты
обучения, выраженные в деятельностной форме и в терминах, обозначающих компетенции
функциональной грамотности учащихся.
3.4. Уровневый подходслужит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с
учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и
интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые
учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и
усвоения последующего материала.
3.5. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется с помощью:
 оценки предметных и метапредметных результатов;
 использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической,
промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных
достижений и для итоговой оценки;
 использования контекстной информации (особенности обучающихся, условия в
процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
 использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ,
командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки,
взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей усвоения
знаний и развитие умений, в том числе формируемых с использованием цифровых
технологий.

4. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы:
 личностные,
 метапредметные,
 предметные.
4.1. Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. Основным
объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных
учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить
жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального
развития;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на
итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности
воспитательно-образовательной деятельности Школы и образовательных систем разного
уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе
внешних не персонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для
них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и
основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики. Во
внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития обучающихся
осуществляется оценка сформированности отдельных личностных результатов,
проявляющихся в:
 соблюдении норм и правил поведения, принятых в Школе;
 участии
в
общественной
жизни
Школы,
ближайшего
социального
окружения,страны, общественно-полезной деятельности;
 ответственности за результаты обучения;
 готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории,в том числе выбор профессии;
 ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами
различныхпредметов в рамках системы общего образования.
Целью оценки личностных результатов является оценка сформированности личностных
УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным
результатам.
Объект оценки личностных результатов:
 сформированность основ гражданской идентичности личности;
 готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной
мотивации,в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
 сформированность социальных компетенций (ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание и
др.).

Текущее и промежуточное оценивание:
1) соблюдение норм и правил поведения, принятых в Школы;
2) участие в общественной жизни Школы и ближайшего социального окружения;
3) прилежание и ответственность за результаты обучения;
4) готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
5) ценностно-смысловые установки, формируемые средствами различных предметов
врамках системы общего образования.
Процедуры оценки личностных результатов:
 внешние не персонифицированные мониторинговые исследования;
 наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся;
 диагностика сформированности личностных качеств обучающегося может
осуществляться учителем (и/или психологом).
Технологии, методики, методы, приемы:
 оценочные
суждения
учителя
(учеников)
(письменные
и
устные),
характеризующиеположительные качества личности обучающихся и их действия;
 рефлексивные сочинения.
Инструментарий:
 диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков, обозначение
своейжизненной позиции и т.д.;
 наблюдение;
 анкетирование;
 интервью.
Контрольно-измерительные материалы:
 задания (вопросы) для формирования личностных УУД (достижения планируемых
личностных результатов) (текущее оценивание);
 тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер обучающегося (личностных
результатов)(итоговое оценивание).
Критерии оценивания личностных результатов:
 планируемые личностные результаты (действия обучающихся в ситуациях
самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из
социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный
выбор;
Формы фиксации личностных результатов:
 портфолио;
 электронный журнал;
 благодарность, диплом, грамота;
 другие.
4.2. Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые
представлены в программе формирования универсальных учебных действий обучающихся и
отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается совокупностью всех учебных
предметов и внеурочной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов является
овладение:
Универсальными
учебными замещение, моделирование, кодирование и декодирование
познавательными действиями
информации, логические операции, включая общие приемы
решения задач
Универсальными
учебными приобретение умения учитывать позицию собеседника,
коммуникативными действиями организовывать
и
осуществлять
сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со
сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности
и речи, учитывать разные мнения и интересы,
аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать
вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером
Универсальными
учебными способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
регулятивными действиями
планировать ее реализацию, контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий
контроль по результату и способу действия, актуальный
контроль на уровне произвольного внимания
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
Школы в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного
мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на
межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской
и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных учебных действий.
Наиболее адекватными формами оценки являются:
Вид диагностики
Форма оценки
Периодичность
Для
проверки
читательской письменная
работа
на не менее чем один раз в
грамотности
межпредметной основе
два года.
Для
проверки
цифровой практическая
работа
в не менее чем один раз в
грамотности
сочетании с письменной два года.
(компьютеризованной)
частью
Для
проверки
регулятивных, экспертная оценка процесса и не менее чем один раз в
коммуникативных
и результатов
выполнения два года.
познавательных учебных действий групповых
и
для проверки сформированности
индивидуальных
учебных
исследований и проектов
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта.
Итоговый проектпредставляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в

рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных
областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую и др.). Выбор темы итогового проекта осуществляется
обучающимися.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть одна из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так
и мультимедийные продукты.
4.3. Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование предметных результатов обеспечивается каждым учебным предметом.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на
изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию
учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим
моделям функциональной (математической, естественно-научной, читательской и др.).
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и
понимание, применение, функциональность.
Обобщенный критерий «Знание и понимание» включает знание и понимание роли
изучаемой области знания/вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание
терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенный критерий «Применение» включает:
— использование изучаемого материала при решении учебных задач/проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием когнитивных операций и
универсальных познавательных действий, степенью проработанности в учебном процессе;
— использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности
по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении
учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской
и учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий «Функциональность» включает использование теоретического
материала, методологического и процедурного знания при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
В отличие от оценки способности обучающихся к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
критериев «знание и понимание» и «применение», оценка функциональной грамотности
направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения

во внеучебной ситуации, в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
При
оценке
сформированности
предметных
результатов
по
критерию
«функциональность» разделяют:
— оценку сформированности отдельных элементов функциональной грамотности в ходе
изучения отдельных предметов, т.е. способности применить изученные знания и умения при
решении нетипичных задач, которые связаны с внеучебными ситуациями и не содержат явного
указания на способ решения; эта оценка осуществляется учителем в рамках формирующего
оценивания по предложенным критериям;
— оценку сформированности отдельных элементов функциональной грамотности в ходе
изучения отдельных предметов, не связанных напрямую с изучаемым материалом, например
элементов читательской грамотности (смыслового чтения); эта оценка также осуществляется
учителем в рамках формирующего оценивания по предложенным критериям;
— оценку сформированности собственно функциональной грамотности, построенной на
содержании различных предметов и внеучебных ситуациях. Такие процедуры строятся на
специальном инструментарии, не опирающемся напрямую на изучаемый программный
материал. В них оценивается способность применения (переноса) знаний и умений,
сформированных на отдельных предметах, при решении различных задач. Эти процедуры
целесообразно проводить в рамках внутришкольного мониторинга.
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущего,
тематического, промежуточного и итогового контроля, а также администрацией Школы в ходе
внутришкольного мониторинга.
Контроль успеваемости осуществляется учителями по балльной системе (шкале):
«5» - отлично;
«4» - хорошо;
«3» - удовлетворительно;
«2» - неудовлетворительно.
Отметку «5» получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая
деятельность в полном объёме соответствуют учебной программе, допускается один недочёт
(правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное
сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных
случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит
собственные примеры).
Отметку «4» получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая
деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям образовательной
программы (правильный, но не совсем полный или точный ответ), допускаются два недочёта.
Отметку «3» получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая
деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям образовательной
программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов
(правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или
формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно обучающийся обосновывает свои
суждения, не умеет приводить примеры, излагаетматериал непоследовательно).
Отметку «2» получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая
деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям образовательной
программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).
Критериальная шкала оценивания может корректироваться в зависимости от особенностей
учебного предмета и его программными требованиями.

4.4. Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая диагностикапредставляет собой процедуру оценки готовности к обучению на
данном уровне образования. Проводится администрацией Школы в начале 5 класса и
выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений.
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности,
владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов
познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может
проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов
(разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценкапредставляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в
освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е.
поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей
выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом
текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых
зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал
форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие
работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы
продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольнооценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для
индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об
успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с
планируемыми учителем) сроки, могут включаться в систему накопленной оценки и служить
основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую
проверочную работу.
Тематическая оценкапредставляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных
методических комплектах, рекомендованных Министерством просвещения РФ. По предметам,
вводимым образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые
результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может
вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. Оценочные процедуры
подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей
совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки
являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации.
Портфолиопредставляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой
активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов,
выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений,
демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том
числе фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные
листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для
портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии
семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не
допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в
течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио,
используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной
траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.

Внутришкольный мониторингпредставляет собой процедуры:
 оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
 оценки уровня функциональной грамотности;
 оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе
административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества
учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.
Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением
педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для
рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и
для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части
оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках.
Промежуточная аттестацияпредставляет собой процедуру аттестации обучающихся,
которая проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому изучаемому
предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об
образовании (в электронных журналах ГИС «Образование»).
Организация промежуточной аттестации
Класс
Учебный период
Форма и порядок промежуточной аттестации
5–9
В течение
Накопительная балльная система оценки результатов
четвертей
деятельности
обучающегося
(результаты
текущего
контроля успеваемости фиксируются в классных журналах и
в электронных журналах ГИС «Образование» в виде отметок
по пятибалльной системе)
1 четверть,
Отметка обучающихся за четверть (полугодие) выставляется
2 четверть,
на основе результатов письменных работ и устных ответов
3 четверть,
обучающихся, как среднее арифметическое число и
4 четверть
выставляется целыми числами в соответствии с правилами
математического округления, с учетом того, что в
электронном журнале ГИС «Образование» «вес» текущего
контроля устанавливается в 10 баллов, а «вес» контрольных
работ – 20 баллов
Учебный год
Годовая отметка выставляется на основании отметок за
четверти. При равном количестве в четвертях или полугодиях
пятерок и четверок, четверок и троек, троек и двоек,
выставляется на усмотрение учителя.
Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в
классных журналах и в электронных журналах ГИС «Образование» в виде отметок на
страницах тех предметов, по которым она проводилась
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов
и универсальных учебных действий, является основанием для перевода в следующий класс и
для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации.
В период введения ФГОС ООО в случае использования стандартизированных
измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как
выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального
балла за выполнение заданий базового уровня. Порядок проведения промежуточной аттестации

регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной
аттестации».
Государственная итоговая аттестация
В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) является обязательной
процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего
образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными
актами.
Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений выпускников.
ГИА включает в себя четыре экзамена: два обязательных экзамена (по русскому языку и
математике) и два экзамена по выбору обучающихся по другим учебным предметам.Экзамены
по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
ГИА проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием
контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в
стандартизированной форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем,
билетов и иных форм по решению образовательной организации (государственный выпускной
экзамен — ГВЭ).
В Школе государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов проводится на
основании утвержденного Порядка в форме основного государственного экзамена (далее –
ОГЭ) или в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).
ГВЭ вправе проходить обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления на ГИА предоставляют копию рекомендации
ПМПК, а обучающиеся – дети-инвалиды, инвалиды – оригинал или заверенную в
установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности,
выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Учебные предметы
Формы
ГИА
ОГЭ

ГВЭ

Обязательные
Русский язык
Математика

Русский язык
Математика

Предметы по
выбору
обучающегося
Литература
Иностранные языки
Информатика
Химия
Биология
Физика
География
История
Обществознание

По желанию
обучающихся:

Категория
участников

Обучающиеся, не имеющие академической
задолженности и в полном объеме
выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план (имеющие
годовые отметки по всем предметам
учебного плана за 9 класс не ниже
удовлетворительных).
По желанию:
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды,
инвалиды, не имеющие академической
задолженности и в полном объеме
выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план (имеющие
годовые отметки по всем предметам
учебного плана за 9 класс не ниже
удовлетворительных).
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды,
инвалиды, не имеющие академической

Литература
Иностранные языки
Информатика
Химия
Биология
Физика
География
История
Обществознание

задолженности и в полном объеме
выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план (имеющие
годовые отметки по всем предметам
учебного плана за 9 класс не ниже
удовлетворительных).

Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов
внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. К
результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе
накопленной оценки (годовой) и результаты выполнения итоговой работы по предмету (ГИА).
Такой подход позволяет обеспечить полноту охвата планируемых результатов и выявить
кумулятивный эффект обучения, обеспечивающий прирост в глубине понимания изучаемого
материала и свободе оперирования им. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка
ставится на основе результатов только внутренней оценки (годовой).
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования
государственного образца — аттестате об основном общем образовании.
Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе результатов
внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося.
Характеристика готовится на основании:
 объективных показателей образовательных достижений обучающегося на уровне
основного образования;
 портфолио выпускника;
 экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного выпускника
на уровне основного общего образования;
В характеристике выпускника:
 отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных,
метапредметных и предметных результатов;
 даются педагогические рекомендации по выбору индивидуальной образовательной
траектории на уровне среднего общего образования с учетом выбора учащимся
направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных
образовательных достижений.
Рекомендации педагогического коллектива по выбору индивидуальной образовательной
траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных представителей).
Оценка результатов внеурочной деятельности
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
 представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного
направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий,
лагерной смены и т. п.);
 индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося;
 качественная и количественная оценка эффективности деятельности Школы по
направлениям
внеурочной
деятельности
на
основании
суммирования

индивидуальных результатов обучающихся.

5. Ведение документации
5.1. Ведение документации учителем.
5.1.1. По каждому предмету составляется рабочая программа, которая является основой
планирования педагогической деятельности обучающихся.
5.1.2. В классном электронном журнале фиксируется прохождение материала по предметам
соответственно программе.
5.2. Ведение документации обучающимися.
5.2.1. Тетради для контрольных работ.
5.2.2. Тетради по предметам, в которых выполняются классные и домашние работы.
5.2.3. Портфель достижений - сборник результатов, которые показывают усилия, прогрессии
достижения обучающегося в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный
труд и т.д.), а также самоанализ обучающимся своих текущих достижений и недостатков,
позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

6. Права и обязанности участников образовательных отношений
6.1. Права и обязанности учителя
6.1.1. Учитель имеет право:
 иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
 оценивать работу обучающихся после самооценки;
 оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты;
 оценивать обучающихся только относительно его собственных возможностей и
достижений;
 оценивать деятельность обучающихся только после совместно выработанных
критериев оценки данной работы.
6.1.2. Учитель обязан:
 соблюдать принципы системы оценки и основные пункты данного Положения;
 соблюдать правила оценочной безопасности;
 работать над формированием самоконтроля и самооценки обучающихся;
 оценивать не только предметные, но и метапредметные УУД;
 вести учет продвижения обучающихся во всех сферах школьной жизни;
 доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи
обучающихся;
 давать индивидуальные консультации родителям(законным представителям) по
преодолению проблем и трудностей, возникающих у их детей в процессе обучения.
6.2. Права и обязанности обучающихся.
6.2.1. Обучающиеся имеют право:
 на собственную оценку своих достижений и трудностей;
 на самостоятельное определение критериев оценивания своей работы;
 на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
 представлять результаты своей деятельности в форме «портфеля» своих достижений
ипублично их защищать;
 на ошибку и на время для ее исправления.
6.2.2. Обучающийся обязан:
 овладеть способами оценивания, принятыми в Школе;




по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
выполнить не менее 70% запланированных контрольных работ, обязательных для
оценкипланируемых результатов, в т. ч. пропущенных по уважительной причине.
6.3. Права и обязанности родителей (законных представителей).
6.3.1. Родитель (законный представитель) имеет право:
 на знание принципов и способов оценивания в Школе;
 на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
 на индивидуальные консультации по преодолению проблем и трудностей,
возникающиху их детей в обучении.
6.3.2. Родитель (законный представитель) обязан:
 соблюдать правила оценочной безопасности и основные пункты данного
Положения;
 содействовать в обязательном проведении своим ребенком контрольных работ, в
т.ч.пропущенных по уважительной причине (не менее 80% выполнения работ);
 информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с
которымиродитель встречается в домашних условиях;
 посещать родительские собрания.
6.4. Ответственность сторон.
При нарушении основных принципов системы оценивания одной из сторон образовательных
отношений другая сторона имеет право обратиться к администрации Школы с целью защиты
своих прав в установленном в Уставе Школы порядке.
Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного
разбирательства.

7. Заключительные положения
Изменения и дополнения к настоящему Положению принимаются Педагогическим советом
Школы, которые утверждаются приказом директора Школы. После принятия новой редакции
Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

Приложение
к Положению о системе оценивания
образовательных достижений обучающихся
Рекомендуемые нормы оценок
1. Рекомендуемые нормы оценки за устный ответ обучающихся.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
 не раскрыто основное содержание учебного материала;
 обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей части учебного материала;
 допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии,
в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала;
 имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
 обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;  при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
 полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;  изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
 возможно, допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные после замечания учителя;
 допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или
в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
 правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
 показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал
усвоение
ранее
изученных
сопутствующих
вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5” ставится, если обучающийся:

 выполнил работу без ошибок и недочетов;
 допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил вней:
 не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работыили
допустил:
 не более двух грубых ошибок;
 или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух-трех негрубых ошибок;
 или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если обучающийся:
 допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка “3”;
Примечание:
 учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа,
 оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов в освоении учебного
материала.
3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам
Оценка “5” ставится, если обучающийся:
 правильно определил цель опыта;
 выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
 самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование,
все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов
с наибольшей точностью;
 научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта, в
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
 правильно выполнил анализ погрешностей (9-11классы);
 проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
 эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Оценка “4” ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке “5”, но:
 опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
 или было допущено два-три недочета;

 или не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или эксперимент проведен не полностью;
 или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка “3” ставится, если обучающийся:
 правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину,
однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и
выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
 подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в
описании наблюдений, формулировании выводов;
 опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух
ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе
погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на
результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
 допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию учителя.
Оценка “2” ставится, если обучающийся:
 не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных
выводов;
 или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
 или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке“3”;
 допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и
оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Примечание.
1) В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный
подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков,
оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с
указанными выше нормами.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем
уроке.
4. Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка “5” ставится, если обучающийся:
 правильно по заданию учителя провел наблюдение;
 выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
 логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка “4” ставится, если обучающийся:
 правильно по заданию учителя провел наблюдение;

 при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал
второстепенные;
 допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “3” ставится, если обучающийся:
 допустил неточности и 1–2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
 при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь
некоторые;
 допустил 1–2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “2” ставится, если обучающийся:
 допустил 3–4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
 неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
 допустил 3–4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Примечание.
1) Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения обучающихся,
как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
5. Рекомендуемые нормы оценки знаний за выполнение теста обучающимися
Оценка “5” ставится, если обучающийся:
 выполнил 92-100% предложенных в тесте заданий.
Оценка “4” ставится, если обучающийся:
 выполнил 75-91% предложенных в тесте заданий.
Оценка “3” ставится, если обучающийся:
 выполнил 67-74% предложенных в тесте заданий.
Оценка “2” ставится, если обучающийся:
 выполнил менее 67% предложенных в тесте заданий.
6. Рекомендуемые нормы оценки знаний за рефераты/доклады обучающихся
Отметка/
Содержание
1.Общая
информация

«2»

«3»

«4»

«5»

Тема
предмета
неочевидна.
Информация не
Точнаили недана.

Достаточно
точная
информация.
Использовано
болееодного
ресурса.

Данная
информация
кратка и ясна.
Использовано
более
одного ресурса

2. Тема

Не раскрыта и не
ясна тема урока.
Объяснения
некорректны,

Информация
частично
изложена. В
работе
использован
толькоодин
ресурс.
Тема частично
раскрыта.
Некоторый
материал

Сформулирована
и раскрыта тема
урока.
Ясно изложен

Сформулирована
ираскрыта тема
урока.
Полностью

запутаны или не
верны.

изложен
некорректно.

3. Применение Не определена
Отражены
областьприменения некоторые
и проблемы
данной
области
темы. Процесс
применения
решениянеточный
темы.
или
Процесс
неправильный.
решения
неполный.

материал.

Отражены
области
применения
темы.Процесс
решения
практически
завершен.

Изложеныосновны
е
аспекты темы.
Отражены области
применения темы.
Изложена
стратегия
решения проблем.

7. При оценке исследовательской работы/реферата учитель (аттестационнаякомиссия)
может опираться на следующие общие критерии (максимум — 5 баллов):
 научное и практическое значение результатов работы (научность):
1 — можно использовать в научной работе школьников или образовательной
деятельности;
0 — не заслуживает внимания;
 актуальность работы:
1 — имеет практический и теоретический интерес;
0 — неактуальна;
 представление работы:
1 — ясное понимание цели работы, использование наглядных средств
(графиков,диаграмм, схем, рисунков) для решения проблемы исследования;
0 - непонимание цели работы, отсутствует наглядное сопровождение;
 культура речи (изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой
области):
1 — использование известных результатов и научных фактов в работе; логика
изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов;
0 - отсутствие указанных параметров.
 ответы на вопросы:
1 — полный ответ автора на вопросы (вопросы должны быть связаны с
обсуждаемойработой);
0 — отсутствие ответа или частичный ответ, не показывающий полноту знаний
проблемы исследования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».