Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

аннотация к рабочей программе по литературе 10-11 класс

Аннотации к рабочим программам по литературе (базовый уровень) 10-11 класс
2023-2024 учебный год
10 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (предметная область
«Русский язык и литература») (далее соответственно – программа по литературе,
литература) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по литературе.
Пояснительная записка.
Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе
представлены с учётом особенностей преподавания учебного предмета на уровне среднего
общего образования, планируемые предметные результаты распределены по годам
обучения.
Литература
способствует
формированию
духовного
облика
и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как
учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом
культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие
человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим
ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10—11 классах составляют
чтение
и
изучение
выдающихся
произведений
отечественной
и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения,
умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и читательским
опытом.
Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно с
учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования, происходит
углубление
межпредметных
связей
с
русским
языком
и учебными предметами предметной области «Общественно-научные предметы», что
способствует развитию речи, историзма мышления, формированию художественного
вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены все этапы
российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ — начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов России
и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
Цели изучения литературы на уровне среднего общего образования состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям,
лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного
отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на
основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей
связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и
зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических

возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной
и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.
Задачи,
связанные
с
формированием
чувства
причастности
к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений,
включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении
старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй
половины ХIХ — начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной классической
литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения
литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философскомировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению
как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним,
приобщением к российскому литературному наследию и через него — к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на
воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание
содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой
классической и современной литературы, в том числе литератур народов России, а также
на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы
собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях,
содействующих
повышению
интереса
к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи,
связанные
с
воспитанием
читательских
качеств
и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия
и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного,
направлены на развитие умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности,
культурного контекста и связей с современностью с использованием теоретиколитературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме того,
эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы как вида
искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с
выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению
художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и
авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей
языка
и
реализацией
их
в
учебной
деятельности
и
в
дальнейшей
жизни,
направлены
на
расширение
представлений
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных текстах,
овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием
важнейших
литературных
ресурсов,
в
том
числе
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с ФГОС СОО учебный предмет «Литература» является
обязательным предметом на данном уровне образования. Общее число часов,
рекомендованных для изучения литературы, - 204 часа: в 10 классе — 102 часа (3 часа в
неделю), в 11 классе — 102 часа (3 часа в неделю).
11 класс
Рабочая программа включает следующие разделы:
 личностные, предметные, метапредметные результаты освоения;
 содержание учебного предмета, курса;



тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Рабочая программа по русскому языку на базовом уровне для 10-11 классов
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации и на основе примерной рабочий
программы «Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/
Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2017. Рабочая программа
разработана в соответствии с учебниками: Зинин
С.А.,Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература; учебник для 10 класса
общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2018.; Зинин С.А.,Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература;
учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: ООО
«Русское слово – учебник», 2019.

Цели курса
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой
системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской
гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть
понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных
средств коммуникации, должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения
народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному
наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и
осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Описание места учебного предмета «Русский язык в учебном плане
На изучение курса «Литература» в учебном плане отведено 201 час: 102 часа в 10
классе, 99 часов в 11 классе (з часа в неделю)

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС СОО к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучения литературе (базовый
уровень)
Содержание курса
Русская литература 1 половина 19 века А. С Пушкин.
М. Ю. Лермонтов.
Н. В. Гоголь.
Социально- политическая ситуация в России 2 половин 19 века. Демократические
тенденции в развитии русской культуры
А. Н. Островский
И. А. Гончаров.
И. С. Тургенев.
Н.Г. Чернышевский
Н.А. Некрасова
В. Г. Распутин
Ф. И. Тютчев.
А.А. Фет
Н. С. Лесков.
А. И. Солженицын
М. Е. Салтыков-Щедрин.
А. К. Толстой.
В. Быкова
Ф. М. Достоевский
В. Пьецух
А. П. Чехов.
Мировая литература. Проза. Р. Брэдбери
Мировая литература. Проза. Э.М. Ремарк
Мировая литература. Проза. Дж.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Русская литература начала 20 века (2)
Писатели-реалисты начала 20 века (17)
У литературной карты России (1)
Серебряный век русской поэзии (17)
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1)
У литературной карты России (1)
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (10)
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов (25)
Литература периода Великой Отечественной войны (5)
Литературный процесс 50-80 годов (15)
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (4)
Из мировой литературы (4)

Для достижения планируемых результатов программы по литературе
необходимое учебно-методическое и материально-технические обеспечение

имеется


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».