Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Котлубанская средняя школа»
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ
«Котлубанская СШ» ― это общеобразовательная
программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Котлубанская СШ» реализуется
совместно с другими обучающимися общеобразовательного класса. В основу разработки
АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный
подход к построению АООП для обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются
в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования. АООП образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно
значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных
областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности. В основу АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) положены следующие принципы: - принципы
государственной политики РФ в области образования(гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.); - принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных
задач; - принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; - онтогенетический
принцип; -
принциппреемственности, предполагающий
взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста; - принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав; - принцип
учета возрастных особенностей
обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений; - принцип
учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип
переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет
обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире; - принцип
сотрудничества с семьей.