Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Приложение к ООП ООО. Рабочая программа по литературе 7- 9 кл

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской
области

Отдел по образованию Городищенского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»

для 7-9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

п.Котлубань

2

Рабочая программа по литературе для 7 – 9 классов составлена на основе
требований
к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования
Муниципального
общеобразовательного
казенного
учреждения
«Любачанская средняя общеобразовательная школа» с учетом Примерной программы
основного общего образования
по литературе и Программы общеобразовательных
учреждений ФГОС Литература 5-9 классыпод редакцией В.Я. Коровиной (Программы
общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). 11-е изд.,
доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2014);
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник
в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.
2. Коровина В.Я. Учебник. Литература. 6 класс. Москва. Просвещение. 2019.:
3. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч,- М.: Просвещение, 2019.
4. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. Учебник
в 2 ч. - М.: Просвещение, 2019
5. «Литература». 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 класс
Введение

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.
Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сорокиведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного
труда. Киевский цикл былин.
Новгородский цикл.«Садко». (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного
чтения.
Эпос народов мира
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и
ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических
песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.
Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и
национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

3

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие
представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской
литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной
героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие
представлений).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРАXVIII ВЕКА
М.В.Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру» Понятие о
жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора
о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний
Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции.
Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение
«маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в
повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Картины быта XVIвека и их роль в понимании
характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда
волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный
облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого
товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и
природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос
повести

4

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды
литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные
проблемы рассказа. Стихотворенияв прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Несжатая полоса».Боль поэта
за судьбу народа.
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха
(развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда
и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм
генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести…». «Дикийпомещик»Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность
взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его
чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры».Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское
решение этой проблемы.
А.П.Чехов. «Хамелеон».Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (Для чтения и
обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие
представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…».
И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка
Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы
народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное
представление). Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора.

5

Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение
к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира
лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение
знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя
и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. «В
прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные
ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Поэзия 20 – 50-х годов XX века
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в
лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические
проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной
роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило
нравственности человека
Поэзия 20 – 50-х годов XX века
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин,
Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими
поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне
моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Писатели улыбаются
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов.«О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др. Размышления поэта
об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского
поэта
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя
свободы Родины.
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и
возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о
чудесной победе добра.

8 класс
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни
народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…»,
«Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «ОПугачёве», «О покорении
Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов
врагов.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг
самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное
новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие
сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так и судил»).
Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений).
Житие как жанр литературы (начальные представления).
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о поэте.

7

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания
истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий
рассказ о писателе.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику
Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и
исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на
десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами
пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История пугачёвского бунта»),
принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского
восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.
Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю
восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера
(«Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин –
антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и
историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и
«Истории Пугачёва».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).
Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек
и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и
закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система
предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система
образов – персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга. Идейно – композиционная функция фантастики. Мотив карт и
карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

8

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим
темам и воплощение этих тем в творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в
чужом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как
романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.
Романтически – условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории,
исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки
комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной
писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков
чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна
финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из
характеров»
( В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).
Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем
Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда
согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского
холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и
противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе,
издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на
современные писателю порядки. Ирония писателя – гражданина, бичующего основанный
на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на
официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия
(начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и
согласия в обществе.

9

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и
внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Проза конца XIX – начала XX веков
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимоотношения, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
Стихотворение «Письмо к матери» *.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Проза русской эмиграции *
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного
произведения с документально – биографическими ( мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое
изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического
повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к
современности.

10

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного
чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их
психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема
служения Родине.
Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений
гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и
литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями- фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления
как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов *
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов,
защищающих свою Родину. (Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский. «Катюша»,
«Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не
поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о земле»и
др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их
призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных
чувств и переживаний каждого солдата.
Проза о детях
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская
атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»;Н.Заболоцкий.
«Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов«По вечерам», «Встреча»,
Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без
России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье

11

лето»;И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях
русских поэтов.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет
новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание
поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической
поэзии» (В.Г.Белинский)
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.
«Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности
классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха
Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Зарубежная романистика XIX– ХХ века *
Например:А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г. Уэллс, Э.М.
Ремарк и др.(1-2 романа по выбору)
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и
события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев,
переделанные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

9 класс
Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

12

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства.

Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРАXVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор

русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в

произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий»
слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский
слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРАXIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной
литературе.
Василий Андреевич Жуковский.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы

выразимого.

Возможности

поэтического

трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

языка

и

13

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги
и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической
баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской
веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая
сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.
Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон
терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман
в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев;
«органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

14

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее
философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия
Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Пафос
вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием.
Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как
антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора
— от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на
критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном
типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос,
сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное
комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский.Слово о писателе.

«Бедность не порок».Мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном
мире. Любовь Гордеевна

и

приказчик

Митя

—

положительные

герои пьесы.

15

Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип

«петербургского мечтателя»

—

жадного

к жизни

и

одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль
истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование
личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный
конфликт

героя

с

окружающей

его

средой

и

собственными

недостатками:

самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в
возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика
души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия
психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе
XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ПоэзияXIXвека
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору
учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Русская прозаконца XIX - началаXX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о
ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

16

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных
слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия.
Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость —
основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием
гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Проза о Великой Отечественнойвойне *
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба
человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение
картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын.

Слово о писателе. Рассказ «Матренин

двор».Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Русская поэзияXX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить
среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот

уж

вечер...»,

«Той

ты,

Русь

моя

родная...»,

«Край

ты

мой

заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема
любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в
лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

17

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский
о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,

на меня похожий...»,

«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью —
потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии,
о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...»,
«Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина
обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг

«Четки», «Белая стая», «Вечер»,

«Подорожник», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике
Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных
тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная
предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах
о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».

Стихотворения о

Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория

литературы.

Силлабо-тоническая

и

тоническая

системы

стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада»
(«Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно
глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и
музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

18

Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».Любовь
как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как
переводчик Катулла «Мальчику».
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции
горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная

комедия»(фрагменты).

Множественность

смыслов

поэмы:

буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от
мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души
к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире
за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через
восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение
героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в
его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и
Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст». Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог
на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом
Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии.
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.

19

Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на
небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и
Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто
каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы. Гете и русская литература.

7 класс
№
Тема урока
урока

Кол-во
часов

1.

Любовь к чтению.

1

2.

Особенности и содержание былин. Былинный герой.

1

3.

«Святогор и Микула Селянинович». Герои.

1

4.

Своеобразие русской народной песни.

1

5.

Поучительный характер древнерусской литературы.

1

6.

«Повесть о Петре и Февронии Муром-ских». Нравствен-ные
заветы древней Руси.

1

7.

Жизнь и судьба М.В. Ломо-носова. Ода «На день восшествия…».

1

8.

Учение Ло-моносова о «О трёх штилях».

1

9.

Жизненный путь Г.Р. Державина. «Властите-лям и суди-ям».
Тема поэта и власти.

1

10.

Основной конфликт пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

11.

Образы комедии.

1

12.

Образование и образованность.

1

13.

Биография А.С.Пушкина.Свободолюбивые мотивы.

1

Дата
план

Дата
факт

20
14.

Дружба и тема долга.Р.Р. Анализ стихотво-рения «Во глубине
сибирских руд…»

1

15.

«Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега

1

16.

«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме.Изображение
«массы» и персоналий поэмы

1

17.

Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина
«Полтава».

1

18.

В.Ч. «Час поэзии в литератур-ной гости-ной «Мой Пушкин».

1

19.

В художественном мире М.Ю. Лермонтова. Образ Родины.

1

20.

Проблематика, основные мотивы «Песни про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова". Характеристика героев поэмы

1

21.

Н. В. Гоголь и Петербург.

1

22.

Образ "маленького человека" в повести "Шинель".

1

23.

Основной конфликт повести. Трагическое и комическое.

1

24.

Художественный мир И.С.Тургенева.Своеобразие «Записок
охотника».

1

25.

Идея рассказа «Хорь и Калиныч».

1

26.

Основная тема рассказа «Певцы».

1

27.

Стихотворение в прозе "Нищий".

1

28.

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Боль поэта за судьбу
народа.

1

29.

Судьба русской женщины.( Глава «Княгиня Трубецкая» поэмы
«Русские женщи-ны»).

1

30.

Р. Р Анализ стихотворения "Железная дорога".

1

31.

Биография М.Е. Салтыкова - Щедрина. Сатира и юмор в
«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

32.

Проблема сказки "Дикий помещик".

1

21
33.

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя.

1

34.

Биография А.А. Фета. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой ни-вой».Общечеловеческое в
лирике.

1

35.

Лесков- писатель будущего.

1

36.

Особенность проблематики и центральная идея повести
«Левша».

1

36.

Русская природа в стихотворениях А.А. Фета. Р.Р. Анализ
стихотво-рения.

1

37.

Особенности художественного мира Антона Павловича Чехова. « Живая картина нравов в рассказах «Хамелеон», «Смерть
чиновника».

1

38.

В.Ч. Произведения русских поэтов XIX века о России

1

39.

Жизнь и творчество М.Горького и го произведение «Детство».
Становление характера мальчика.

1

40.

"Подвиг во имя людей".«Легенда о Данко» (из рассказа
«Старуха Изергиль».

1

41.

Жизнь и творчество И.А. Буни-на. «Догорел апрельский теплый
вечер»- образ природы.

1

42.

Основные проблемы рассказа И.А.Бунина «Кукушка».

1

43.

Жизнь и творчество А.И. Куприна. «Основная сюжетная линия
рассказа «Куст сирени".

1

44.

В художественном мире В.В. Маяковского. Роль поэта и поэзии
в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским на даче».

1

45.

Жизнь и творчество С.А.Есенина. Тематика лирических
стихотворений. «Отговорила роща золотая», «Я покинул
родимый дом».

1

Основные сюжетные линии рассказа И. С. Шмелёва «Русская
песня».

1

Родина, человек и природа в рассказе М.М. Пришвина
«Москва-река».

1

46

47

22

48

Малая родина в повести К.Г. Паустовского «Мещерская
сторона».

1

49

Труд души (Н.А.Заболоцкий).Анализ стихотворения «Не
позволяй душе лениться».

1

Тематика поэзии А.Т.Твардовского.

1

«Василий Тёркин» - книга про бойца.

1

В.Ч. «Стихи и песни о войне поэтов XX века».

1

Малая родина Б.Л.Васильева.Тема рассказа Б.Л.Васильева
«Экспонат №…»

1

В.М.Шукшин – талант, согретый любовью.

1

55

Внутренняя простота и нравственная высота героев
В.М.Шукшина. Рассказ «Микроскоп».

1

56

Внутренняя простота и нравственная высота героев
В.М.Шукшина. Рассказ «Микроскоп».

1

В.Ч.. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.Шукшина.

1

Русские поэты ХХ века о России.

1

Темы и мотивы сонетов У. Шекспира.

1

Художе-ственный мир Мацуо Басё. Поэт-странник.

1

Поэзия Роберта Бёрнса.

1

62

Привлекательные качества героя романа Р.Л.Стивенсона
«Остров сокровищ».

1

63

Мир А.Сент-Экзюпери «Планета людей». Основные события и
позиция автора.

1

50
51
52
53
54

57
58
59
60
61

64

Подведение итогов года.Литература на лето

8 класс

23

№
урока

Тема урока

Колво
часов

Раздел 1: Введение - 1 ч
1.

Русская литература и история

1

Раздел 2: Устное народное творчество - 3 ч
2.

Исторические песни "Пугачев в темнице" , "Пугачев казнен"

1

3.

Лирические песни "В темном лесе", "Ух ты. Ночка, ты,
ноченька, темная…", "Породила меня матушка…", "Вдоль по
улице метелица метет…"

1

4.

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Раздел 3: из древнерусской литературы - 2 ч
5.

"Житие Александра Невского"

1

6.

"Шемякин суд" Как сатирическое произведение 17 века

1

Раздел 4: Из русской литературы XIX века - 33 ч

7.

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц.
Элементы классицизма в комедии

1

8.

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки
Стародума

1

9.

Простакова: "госпожа бесчеловечная", "презлая фурия" или
заботливая мать?

1

4.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по
комедии Д.И.Фонвизин на "Недоросль"

1

5.

Любовная лирика А.С.Пушкина."Память сердца" в

1

Дата
план

Дата
факт

24
стихотворении "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…")

6.

Тема "Дружества святого" в стихотворении "19 октября"
("Роняет лес багряный свой убор…")

1

7.

Человек и природа в стохотворении А.С.Пушкина "Туча"

1

8.

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина.Замысел
создания романа "Капитанская дочка"

1

9.

Формирование характера Петра Гринева

1

10.

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в
романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

1

11.

Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина

1

12.

Тема "русского бунта" и образ Пугачева

1

13.

"Капитанскя дочка" - поэтическая завещание Пушкина.
Судьба человеческая и судьба народная в романе.
Историческая правда и художественный вымысел. Точность
и лаконизм пушкинской прозы

1

14.

Сочинение по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

1

15.

Повесть"Пиковая дама" как вершина пушкинской прозы

1

16.

Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и
композиции поэмы "Мцыри"

1

17.

Судьба свободолюбивй личности в поэме

1

18.

Своеобразие поэмы "Мцыри" как романтической поэмы

1

19.

Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

1

20.

Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. История создания комедии
"Ревизор" и ее первой постановки

1

25
21.

"Ревизор" как социальная комедия

1

22.

Хлестаков и хлестаковщина

1

23.

Образ города и тема чиновничества в комедии.
Сатирическая направленность произведения

1

24.

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы
обличения социального зла в комедии

1

25.

Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина
"Капитанская дочка", М.Ю.Лермонтова "Мцыри", Н.В.Гоголя
"Ревизор"

1

26.

"Шинель" - одна из петербургских повестей

1

27.

Гуманстический смысл повести "Шинель"

1

28.

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа "Старый
гений"

1

29.

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни.
Социально-нравственные проблемы рассказа "После бала"

1

30.

Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в
произведении

1

31.

Нравственные проблемы повести Л.Н.толстого "Отрочество"

1

32.

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века,
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

1

33.

А.П.Чехов. Расскз "О любви" как история об упущенном
счастье

1

Раздел 5: Из русской литературы XX века - 18 ч
1.

И.А.Бунин Рассказ "Кавказ"

1

2.

А.И.Куприн. Рассказ "Куст сирени". Основная сюжетная

1

26
линия рассказа и его подтекст

3.

Певец света - М.горький. "Явление босяка" в рассказе
"Челкаш". Герои и их судьбы

1

4.

С.А.Есенин. "Пугачев" - поэма на историческую тему

1

5.

И.С.Шмелев Рассказ "Как я стал писателем"

1

6.

М.А.Осоргин Своеобразие рассказа "Пенсне"

1

7.

Писатели улыбаются

1

8.

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи "Жизнь и
воротник" и М.Зощенко "История болезни"

1

9.

А.Т.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы
"Василий Теркин"

1

10.

Поэма "Василий Теркин" - книга про бойца и для бойцов

1

11.

Композиция и язык поэмы "Василий Теркин". Героика и
юмор в поэме

1

12.

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе
"Возвращение"

1

13.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

14.

В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа "Фотография,
на которой меня нет"

1

15.

Б.Л.Васильев. Рассказ "Экспонат №". Проблема истинного и
ложного в рассказе

1

16.

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о
Великой Отечественной войне

1

17.

Испытание на истинную человечность в рассказе
Г.К.Паустовского "Телеграмма"

1

27

18.

Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова ("По
вечерам", "Встреча", "Привет, Россия…"

1

Раздел 6: Из зарубежной литературы - 11 ч

1.

У.Шекспир "Ромео и Джульетта" Конфликт любви и
семейной вражды

1

2.

У.Шекспир. Сонеты Шекспира - "богатейшая сокровищница
лирической поэзии" (В.Г.Белинский)

1

3.

Ж.Б.Мольер.Врменя, личность, судьба. История создания
комедии "Мещанин во дворянстве"

1

4.

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои
пьесы и особенности их изображения

1

5.

Дж.Свифт "Путешествия Гулливера"

1

6.

Вальтер Скотт. "Айвенго" как исторический роман

1

7.

Защита проектов

1

8.

Защита проектов

1

9.

Викторина по произведениям, изученным в 8 классе.

1

10.

Итоговое тестирование.

1

11.

Анализ тестирования.

1

9 класс
№
Тема урока
урока

1.

Кол-во
часов

Литература как искусство слова

1

Дата
план

Дата
факт

28
1.

"Слово о полку Игореве" - величайший памятник
древнерусской литературы

1

2.

"Заземлю Русскую". Осмысление текста памятника

1

3.

Вечные образы "Слова…"

1

4.

Поэтическое искуство автора

1

5.

Анализ эпизода "Плач Ярославны"

1

6.

Литературная игра "Мир Игоревой песни"

1

1.

Характеристика русской литературы 18 века

1

2.

М.В.Ломоносов "Живое единство науки художеств"

1

3.

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в
поэзии Державина

1

4.

"Не раб, но человек". Жизненный подвиг А.Н. Радищева

1

5.

Сжатое изложение с творческим заданием во главе "Любань"

1

6.

"Он имел душу, он имел сердце!" Н.М. Карамзин. Повесть
"Бедная Лизац"

1

7.

"Призрак счастья" в повести Н.М.Карамзина. Главные герои
повести

1

1.

Золотой век русской литературы

1

2.

"Его стихов пленительная сладость" (А.С.Пушкин) В.А.
Жуковский. Жизнь и творчество

1

3.

"Лучший друг нам в жизни сей - вера в Провиденье".
Нравственный мир героини баллады "Светлана" как
средоточие родногодуха и христианской веры

1

1.

"Могучее проявление русского духа". Очерк жизни и
творчества А.С.Грибоедова

1

2.

"К вас Александр Андреич Чацкий". Анализ 1 действия
комедии

1

3.

"Век нынешний и век минувший". Анализ 2 действия

1

29
4.

"Можно ль против всех!" Анализ 3 действия

1

5.

"Не образумлюсь… виноват…" Анализ 4 действия

1

6.

Жанр высокой комедии

1

7.

"Горе от ума" в оценке И.А.Гончарова

1

8.

Классное сочинение обучающего характера

1

Классное сочинение обучающего характера

1

1.

А.С.Пушкин. "Вся жизнь - один чудесный миг"

1

2.

"И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь".
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

1

3.

"Пока свободою горим…" Развитие темысвободы в лирике
А.С.Пушкина

1

4.

"Друзья мои, прекрасен наш союз!" Дружба и друзья в лирике
А.С. Пушкина

1

5.

"Я вас любил…" Любовная лирика поэта

1

6.

"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" Филосовская лирика
А.С.Пушкина

1

7.

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Тема поэта и
поэзии в творчестве Пушкина

1

8.

Интерпретация лирического стихотворения А.С.Пушкина

1

9.

"И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет". Поэма
"Цыганы"

1

10.

"Моцарт и Сальери": два музыканта - две судьбы. Спор
сущности творчества в "маленькой трагедии" "Моцарт и
Сальери"

1

11.

"Собрание пестрых глав". Творческая история романа "Евгений
Онегин"

1

12.

"И жить торопится, и чувствовать спешит". Онегин и столичное
дворянство

1

13.

"И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!" Онегин

1

30
и поместное дворянство
14.

"От делать нечего друзья". Онегин и Ленский

1

15.

"Татьяна, русская душою…" Образ Татьяны в романе. Татьяна и
Ольга

1

16.

"Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас" Татьяна и
Онегин

1

17.

"…Мы неугомонно хлопочем, судим обо всем…" образ автора
в романе

1

18.

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

1

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

1

1.

"Он хочет жить ценою муки…" Жизнь и творчество М.Ю.
Лермонтова

1

2.

"Я к одиночеству привык…" Тема одиночества в лирике
М.Ю.Лермонтова

1

3.

"Печально я гляжу на наше поколенье…" (раздумья о судьбе
"людей 30-х г.г." в лирике М.Ю.Лермонтова)

1

4.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина"

1

5.

"Всякий плакал, кто любил…" Тема любви в лирике
Лермонтова

1

6.

"Из пламя и света рожденное слово". Тема поэта и поэзии в
лирике

1

7.

"Лермонтов прозаик - это чудо" (Л.Н.Толстой). "Герой нашего
времени" - первый психологический роман

1

8.

Печорин и "горцы"

1

9.

Печорин и Максим Максимыч

1

10.

Печорин в обществе "честных контрабандистов"

1

11.

Печорин и "водяное общество"

1

Составля
ть
характер
истику

31
героя
12.

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

13.

Художественные особенности романа. Жанр и композиция

1

14.

Создание черновика сочинения "Драма незаурядной личности
в романе"

1

1.

К.Н.Батюшков. "Философ резвый и пиит…"

1

2.

А.В.Кольцов. "Истинный неподдельный народный талант"

1

1.

"На пользу отечества, для счастья граждан". Жизненный и
творческий путь Гоголя

1

2.

"Вся Русь явится в нем!" Первоначальный замысел и идея
Гоголя

1

3.

"Неотразимо страшные идеалы огрубления": Манилов и
Коробочка

1

4.

"Неотразимо страшные идеалы огрубления": Собакевич и
Ноздрев

1

5.

"Неотразимо страшные идеалы огрубления": Чичиков и
Плюшкина

1

6.

"Город никак не уступал другим губернским городам"

1

7.

"Кто же он? Стало быть, пдлец" браз Чичикова в поэме

1

8.

"Здесь ли не быть богатырю?" Образ России в поэме

1

9.

Письменный ответ на вопрос: "Каково идейно-художественное
звучание образа прицы тройки в финале первого тома поэмы
Н.В.Гоголя "Мёртвые души?

1

10.

Игра" Начало всех начал" (русская литература первой
половины XIX в.)

1

1.

А.Н. Островский. Пьеса "Бедность не порок"

1

2.

Любовь в патриархальном мире

1

3.

Тип "петербургского мечтателя" в романе Ф.М.Достоевского
"Белые ночи"

1

32
4.

А.П.Чехов "Самый негромкий и самый слышимый в мире
писатель"

1

1.

Человек и история

1

2.

"Собаки - народ умный" М.А.Булгаков. Повесть "Собачье
сердце"

1

3.

"Сатира не терпит оглядки…" Основы живучести
"шириковщины", "швондерства"

1

4.

Поэтика Булгакова - сатирика

1

5.

М.А.Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Судьба родины и
судьба человека

1

6.

Образ Андрея Соколова

1

7.

"Праведник и пророк" А.И.Солженицын Рассказ "Матренин
двор"

1

8.

"есть такие прирождённые ангелы…" Образ Матрены

1

9.

А.Блок. "Трагический тенор эпохи"

1

10.

В.В.Маяковский " Он умел только любить и писать стихи"

1

11.

С.Есенин - певец Росии. Сквозные образы в лирике Есенина

1

12.

А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике
Ахматовой

1

13.

Б.Л.Пастернак "И вся земля была его наследьем…"

1

14.

Н.Заболоцкий "Смотри на мир, работай в нем и радуйся, что
ты - человек!"

1

15.

А.Твардовский "Я убит подо Ржевом" - реквием опавших на
войне

1

16.

Анализ любимого стихотворения поэта ХХ века

1

1.

Ю.Бондарев "Горячий снег"

1

2.

"Чудики" В.М.Шукшина

1

3.

Герои "живой души" в рассказах Б.Екимова

1

33
1.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте

1

2.

Гораций. Ода "Я воздвиг памятник". Поэтическое творчество в
системе человеческого бытия

1

3.

Данте Алигьери. Универсально-филосовский характер
"Божественной комедии"

1

4.

Уильям шекспир "Гамлет" - "пьеса на века"

1

5.

И.В.Гёте - "Фауст" - филосовская трагедия эпохи Просвещени

1

6.

Защита проектов, объединенных одной темой "Сквозные
образы и мотивы в русской литературе"

1

Защита проектов, объединенных одной темой "Сквозные
образы и мотивы в русской литературе"

1

Резервный урок

1

7.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».